К списку новостей
Выпускники ТУСУРа. Евгений Янкилевич: «Инженерный и системный подходы к решению… – - Как вы выбирал…
Опубликовано 11 июля, 15:59

Выпускники ТУСУРа. Евгений Янкилевич: «Инженерный и системный подходы к решению задач - крайне сложно, но очень эффективно»

Выпускник Евгений Янкилевич, возглавляющий крупнейшую сеть региональных аэропортов России «Новапорт Холдинг», - о базовых принципах, которые закладывает инженерное образование ТУСУРа, о том, как эта база помогает в авиационной карьере и формировании проектов будущего в аэропортовой деятельности, о проповедниках электроники и электронного человеческого будущего, и о мечтах родителей, которые удалось объединить и воплотить в жизнь.

- Как вы выбирали учебное заведение и как попали именно в ТУСУР?

- Выбор в 1985 году ТИАСУРа (Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, сегодня - ТУСУР) для получения или, что точнее, освоения высшего образования был практически предопределён. В семье был культ радиоэлектроники и авиации. В пользу радиоэлектроники служило радиофизическое образование мамы, Клавдии Федоровны, отца Кирилла Борисовича (так его звали многие, но он - Якир) и двух его младших братьев Юзефа и Ефима. Мой брат Борис, поступивший в ТИАСУР в 1977 году, уже к тому времени его закончил с отличием и проходил аспирантуру, связанную с разработкой электровакуумных приборов на холодных тонкопленочных катодах. Мое детство проходило с запахом канифоли и припоя. Как помню, первый детекторный приемник под руководством брата был спаян в домашних условиях лет в 10-11. Связь в трех маленьких комнатах нашей квартиры была самодельной, радиотелефонной.

«Против» радиоэлектроники была отчаянная и самая большая любовь в жизни отца - Авиация. Нереализованные по существенным для послевоенных лет (отец был 1935 года рождения) причинам летные мечты и желания отца, богатейшая и ценнейшая авиационная библиотека, включая руководство по лётной эксплуатации исторических и эксплуатируемых самолетов, великая мужская дружба с действующими пилотами и командирами летных отрядов, самостоятельные полеты в ДОССАФ и много другое, неразрывно связанное с авиацией. Даже точное время в нашей квартире определялось по АЧС-1 (авиационным часам), а атмосферное давление по самолетному высотомеру ВД-10. На могильном камне отца, радиофизика по образованию, изображен ТУ-154 в наборе высоты…

- Победила радиоэлектроника?

- На тот момент победила радиоэлектроника, что в общем то неудивительно. Помимо семейственности имелось два существенных фактора. Во-первых, ТИАСУР – самый молодой вуз Томска, вышедший в 1962 году из старейшего Томского политехнического института с технически революционным и передовым преподавательским составом. Во-вторых, бурное развитие электроники, начавшееся во второй половине двадцатого века. Пик этого бурного развития пришелся как раз на 70-80-е годы. Все, что сейчас мы видим в современной «цифре» и радиотехнике рождалось именно тогда. Томские фамилии, связанные с этим, до сих пор в голове - Рамеев Б.И., Денисов Ю.В., Михайлов С.А., Кобзев А.В., Каневич Б.И., Монастырев В.А., Звездный Л.Д., Пустынский И.Н., Тарасенко В.П., Бугаев С.П., Месяц Г.А. и сотни других ученых и практиков.

- Как сегодня объединяете авиацию и электронику?

- Авиация взяла свое и занимает большую часть жизни, всю основную деятельность и хобби. Это и управление авиационным производством и сложными наземными комплексами – аэропортами, и воздушные суда с полетами. Она, конечно, не победила радиоэлектронику, это скорее синтез убеждений, знаний, опыта и постоянного обучения. Например, в настоящее время пытаюсь на дилетантском уровне осмыслить принципы работы квантовых вычислительных систем и возможность выполнения на них сложных прогностических расчетов в аэропортовой деятельности, помогающих принимать оптимальные совместные решения летными экипажами, навигацией и наземными службами. Понимаю перспективность и изучаю беспилотные системы для наземного обслуживания воздушных судов и эксплуатации аэродрома – патрулирования, подготовки аэродрома и т.п. «Самое красивое творение человеческой инженерной мысли – самолет». А самое сложное изделие, созданное инженерным гением человека – авиационный турбореактивный двигатель. И конечно созданы они с применением электроники. И содержат в себе множество электронных систем.

- Какие ключевые знания и навыки, которые вы получили во время учёбы, действительно помогли вам в жизни?

Образование, полученное в ТИАСУРе, - не единственное вузовское, но оно безусловно первое и заложило базовые принципы обретения дальнейшего образования и возможностей трудовой деятельности. Постараюсь быть кратким в перечислении:

  1. Есть люди, есть системы и машины. Люди важнее.
  2. Целеполагание - основа основ.
  3. Инженерный и системные подходы к решению задач достижения целей - крайне сложно, но очень эффективно.
  4. Знать где искать ответ - в библиотеке и опыте коллег, конечно.
  5. Не нужно забывать про обратные связи. Не только в автоматических системах управления, но и в жизни, работе - смотрите п.1.
  6. Учиться всегда.

- Какие советы и пожелания вы бы дали сегодняшним студентам? Как вы с позиции руководителя и работодателя могли бы оценить: какие навыки и знания помогают в жизни и работе? Действительно ли инженерное мышление может серьёзно помочь?

- В настоящем и близком времени неминуемо продолжение слияния философии и инженерной мысли. Их взаимодействие - не только источник напряженности, но и огромного потенциала для решения сложных проблем человечества. Неожиданно, возможно неосознанно и интуитивно, ТИАСУР начал этим заниматься в годы своего основания и продолжает сейчас. Кстати, именно такими были, например, Перегудов Ф.И. и хорошо известный и горячо любимый друг нашей семьи Райзман М.М. В первую очередь философами-сверхпроводниками или проповедниками электроники и электронного человеческого будущего. При том, что занимались «особенными» системами. Инженерное мышление, основанное в том числе на философских принципах гуманизма и развития, самое лучшее в чем можно реализоваться молодому человеку, видящему себя во всех технических сферах нашего бытия. И в авиации, и в цифровизации. Рекомендую в мой горячо любимый и незабываемый с годами ТУСУР поступать. Учиться, творить, создавать, эксплуатировать и руководить. Но оставаться Людьми с правильной отрегулированной обратной связью. Ваш студент и выпускник гр. 75-2, Евгений Янкилевич.

ТУСУР выражает благодарность в подготовке материала PR-службе «Новапорт Холдинг» и лично Евгению Якировичу Янкилевичу.

«Новапорт Холдинг» – крупнейшая сеть региональных аэропортов России, важная часть транспортной инфраструктуры страны. Холдинг объединяет 28 аэропортов, в том числе 6 объектов в совместном управлении с «Аэропортами регионов» через компанию АБС. Широкая география – от Калининграда до Магадана – делает «Новапорт Холдинг» уникальным инфраструктурным оператором, который фактически связывает всю Россию. «Новапорт Холдинг» – это не только эффективное управление, но и масштабные инвестиции в будущее. Новые аэропортовые комплексы уже созданы в Минеральных Водах, Улан-Удэ, Магадане, Ставрополе, Саранске, Перми, Волгограде, Челябинске, Владикавказе, Новосибирске, Кемерово и Томске. Скоро современные терминалы получат Мурманск, Калининград, Салехард, Тюмень, Барнаул и другие города. «Новапорт Холдинг» стремится создавать аэропорты даже в относительно небольших городах, чтобы сделать авиаперелеты доступными и удобными для их жителей.