К списку новостей
Открытый диалог: ответы на вопросы студентов – Во время открытого диалога ректората со студентами Т…
Опубликовано 09 дек., 16:40

Открытый диалог: ответы на вопросы студентов

Проректоры ТУСУРа ответили на вопросы студентов университета.

Во время открытого диалога ректората со студентами ТУСУРа прозвучало большое количество вопросов. В подготовке ответов приняли участие проректор по учебной работе и международной деятельности Павел Сенченко, и.о. проректора по научной работе и инновациям Александр Медовник, проректор по молодёжной политике и воспитательной деятельности Василий Щербаков, и.о. проректора по развитию университетского комплекса Александр Головченко, председатель профкома студентов Владислав Фридберг.

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Техническое переоснащение лабораторий

Как ТУСУР решает вопрос с техническим переоснащением, доступностью современного оборудования для студентов? Когда можно ожидать обновленных лабораторий, кабинетов?

П. В. Сенченко: «Работа по современному техническому оснащению лабораторий идет и будет продолжена в следующие годы. К настоящему времени в рамках программы «Приоритет-2030» были открыты четыре современных лаборатории: многофункциональная учебная лаборатория виртуальной и дополненной реальности (кафедра АОИ); учебно-научно-производственный центр «Кибербезопасность КИИ» (КИБЭВС совместно с компанией «ИнфоТеКС»); учебно-научная лаборатория оптических материалов (кафедра ЭП совместно с ООО «Лаборатория оптических кристаллов»); учебно-вычислительная лаборатория (кафедра ФиС совместно с компанией «ИНТАНТ»). Также были дополнительно оснащены современным высокотехнологичным оборудованием лаборатории: цифровых устройств и микропроцессоров; промышленной автоматики; робототехнических манипуляторов; гетероструктурной электроники и светодиодной техники; электромагнитной совместимости; биомедицинских технологий и др.».

  • Гуманитарии в техническом университете

В какие проекты ТУСУРа и как можно включиться студентам гуманитарных факультетов?

П. В. Сенченко: «Один из вариантов – это участие в групповом проектном обучении непосредственно на факультете. Для того, чтобы подключиться к проекту, нужно обратиться к ответственному за ГПО на кафедре и узнать о действующих и новых проектах, в которых можно принять участие». Список ответственных за ГПО на кафедрах.

Предусмотрена ли выпускникам юридического факультета помощь в трудоустройстве и сотрудничество с государственными структурами в процессе обучения?

П. В. Сенченко: «У студентов всех факультетов ТУСУРа есть возможность пройти практику и стажировку за пределами вуза. Подбором мест для прохождения практик, стажировок и последующего трудоустройства занимается Центр Карьеры ТУСУРа».     

  • Стажировки в крупных компаниях

Планируется ли взаимодействие с крупными компаниями в 2025 году, для обеспечения студентов стажировками и возможностями трудоустройства?

П. В. Сенченко: «ТУСУР работает с крупными кампаниями реального сектора экономики (компании ГК Роскосмос, Росатома, предприятия ОПК, Банк России и др.). На регулярной основе студенты ТУСУРа проходят стажировки и трудоустраиваются в эти компании. Ознакомиться с полным перечнем компаний, имеющимися вариантами прохождения практик и вакансиями можно также в Центре карьеры ТУСУРа».

  • Дистанционный формат обучения

Возможно ли возвращение к полностью дистанционному формату обучения, будут ли совершенствоваться цифровые сервисы и системы в таком случае?

П. В. Сенченко: «В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273 у нас в университете невозможна реализация образовательных программ исключительно с применением дистанционных образовательных технологий без веских на то оснований, таких, например, как пандемия.

При этом допускается при преподавании ряда дисциплин использовать электронное обучение и цифровые сервисы, тем более, что в ТУСУРе работает специализирующаяся на разработке и совершенствовании цифровых образовательных сервисов и систем кафедра технологий электронного обучения».

Почему студенты ФДО практически не вовлекаются в мероприятия, студенческую жизнь ТУСУРа? Возможно ли проработать форматы такого участия как дистанционного, так и очного?

П. В. Сенченко: «Спасибо за отличную идею! Мы планируем провести анкетирование с тематикой, в какого рода активностях студенты хотели бы принять участие, и если будет спрос со стороны самих студентов – обязательно будем организовывать и вводить в практику такие мероприятия».

  • Мегафакультет (Институт)

Планируется ли изменения в программах или введение новых направлений при объединении трёх факультетов?

П. В. Сенченко: «В настоящее время происходит трансформация образовательных программ технических направлений подготовки, реализуемых на кафедрах радиотехнического, радиоконструкторского и факультета электронной техники. Начиная с 2025 учебного года образовательные программы будут выстраиваться на принципах внедрения ядра направления подготовки, модулей блоков базовой инженерной подготовки и проектной профессиональной деятельности».

Когда начнёт функционировать объединенный факультет, как будет работать профбюро? Какие изменения хотела бы увидеть администрация университета в рамках деятельности профсоюзной организации? Какое название, фирменный цвет будет у мегафакультета (института)?

П. В. Сенченко: «В настоящее время проходит согласование положение о мегафакультете (институте), который объединяет радиотехнический, радиоконструкторский и факультет электронной техники, формируется организационная структура и штатное расписание. В основу положена компетентностная модель профессий, развитие R&D в контексте формирования новых знаний, рынков и бизнесов для электронной отрасли. Мы рассчитываем, что новые идеи, которые мы закладываем в основу деятельности мегафакультета (института), смогут устранить дублирование и разрозненность в образовательных и научных направлениях, более эффективно использовать ресурсы, улучшить координацию между подразделениями и создать единую стратегию развития радиоэлектроники и систем связи в университете. Это существенно повысит конкурентоспособность университета и наших выпускников в области высоких технологий и позволит привлечь талантливых абитуриентов на программы мегафакультета (института).

Предварительное название: «Мегафакультет (институт) радиоэлектронной и цифровой инженерии». Цвета и фирменный стиль факультета мы будем выбирать вместе с сотрудниками и студентами».

  • Иностранные студенты

Рассматривает ли ТУСУР возможность открытия представительств университета в странах Африки, реализацию программ обмена студентами с африканскими странами?

П. В. Сенченко: «Развитие международного сотрудничества – одна из ключевых задач ТУСУРа, поскольку невозможно представить качественное развитие образования и науки, работая только в национальной парадигме. В нашем университете обучаются представители 40 государств и дальнейшее развитие географии мы видит именно в расширении перечня партнерств с иностранными образовательными, научными и промышленными организациями.

В настоящее время ТУСУР является координатором регионального проекта по направлению «Экспорт образования Томской области», в рамках которого, действительно, предусмотрено открытие ряда представительств Большого университета Томска в ключевых регионах, откуда мы планируем привлекать талантливых иностранных студентов. Африка, безусловно, относится к таким регионам и сегодня уже открыты два представительства: в Камеруне, на базе Российского делового центра в г. Яунде (инициатором проекта является ТУСУР) и в Кении при содействии ТГПУ.  Их основная задача - продвижение образовательных программ и научных продуктов томских вузов и научных организаций, а также возможность раннего раскрытия талантов у иностранных студентов и мотивация на обучение в Томске через участие в различных проектах».

ТУСУР готов к совместному исследовательскому сотрудничеству с африканскими странами? Были ли ранее какие-либо контакты с Африкой и насколько важными университет считает эти международные инициативы для своих стратегических целей и миссии?

П. В. Сенченко: «У ТУСУРа уже есть наработки в этой области: с 2022 года мы участвуем в консорциуме «Российско-африканский сетевой университет», объединяющий более 100 российских и африканских вузов. Одна из его миссий - содействовать развитию экономик стран Африки посредством развития образовательных и научных проектов. Летом 2024 года в рамках РАФУ ТУСУР реализовал первую программу повышения квалификации для граждан Африки по треку «Инновационное предпринимательство в ИТ», в которой приняло участие 25 студентов из Египта, Зимбабве, Намибии, Экваториальной Гвинеи, Мали, Камеруна и Кот-д’Ивуара. В дальнейшем, мы планируем расширить перечень наших предложений для специалистов из разных стран Африки, сделать программы регулярными».

А. В. Медовник: «Обучаясь в ТУСУРе, иностранные студенты могут развиваться в научных стратегических направлениях, важных для их родных стран. В магистратуре и аспирантуре возможно углубленно заниматься исследованиями в интересующих областях науки, активно участвовать в проектах, представляя результаты своих разработок на выставках и конференциях различного уровня. По окончании обучения каждый студент определяет для себя дальнейшую траекторию развития: может продолжить свою деятельность в стенах университета или вернуться в родную страну и, используя полученные в университете знания, трудиться на благо ее развития».

Существуют ли специальные программы для иностранных студентов и выпускников, желающих остаться в стране и работать по специальности?

П. В. Сенченко: «В ТУСУРе развитая инфраструктура по содействию трудоустройству студентов вне зависимости от их гражданства: есть Центр карьеры, регулярно проходят мероприятия, направленные на развитие предпринимательских навыков на базе студенческого бизнес-инкубатора. Иностранные студенты такие же полноправные участники рынка труда, как и россияне, особенно после внесенных в 2020 году поправок к ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», согласно которым иностранные студенты, обучающиеся по очной форме обучения, могут работать без необходимости оформлять специальное разрешение на работу. Поэтому проектно-ориентированные образовательные технологии, применяемые в ТУСУРе для подготовки инновационно-активных инженеров и опыт раннего взаимодействия с работодателями в ходе реальных проектов, дают студентам конкурентные преимущества на рынке труда. Знание рынков и реалий собственных стран дают возможности для успешного развития собственного бизнеса».

Какие возможности для трудоустройства в университете предоставляются иностранным студентам, есть ли вакансии в международном отделе?

П. В. Сенченко: «Сегодня студенты, независимо от национальности и гражданства, могут стать сотрудниками научных лабораторий, кафедр, деканатов, реализовывать свои творческие проекты в рамках внеучебной работы, а также активно помогать вузу в профориентации соотечественников. Что касается именно международного отдела, то безусловно, нарастающий объем проектов и активное развитие международной деятельности в университете потребует дополнительных кадров, знающих специфику отдельных регионов и помощь иностранных студентов в этом плане – неоценима».

Как ТУСУР видит свою роль на мировой арене, особенно в плане содействия инновациям, направленным на решение глобальных проблем? Как иностранные студенты вписываются в это видение?

П. В. Сенченко: «Сегодня перед российскими вузами стоит задача подготовить грамотных специалистов не только для развития технологического суверенитета России, но и для развития отраслей тех стран, которые являются нашими стратегическими партнерами - именно эти специалисты станут своеобразными «послами» российского образования, науки и технологий, а значит нашими партнерами. Поэтому мы прикладывает усилия по привлечению иностранных студентов и повышение их мотивации к развитию собственного наукоемкого бизнеса. Многое еще предстоит сделать, и мы надеемся активное участие иностранных студентов в процессе».

А. В. Медовник: «ТУСУР активно вовлечен в решение глобальных вопросов, пересекающихся с повесткой и ключевыми направлениями развития университета. В университете ведутся разработки, способствующие решению таких глобальных вопросов, как: безопасность детей и молодежи в Интернете, борьба с терроризмом, инновации в сфере данных для целей развития и многим другим».

Какие меры будет принимать ТУСУР, чтобы помочь иностранным студентам легче адаптироваться к университету, системе образования?

П. В. Сенченко: «Адаптация иностранных студентов, действительно, очень важный вопрос, к которому нужно подходить комплексно. Вуз предоставляет равный доступ студентов к возможностям и знаниям, но мы видим, что не все могут в той же равной степени этими возможностями воспользоваться в силу языковых, культурных различий. В ТУСУРе мы стараемся выстраивать эту систему с учетом специфики географических регионов, которые представлены у нас в контингенте. Например, у нас есть специальные проекты ГПО на кафедре истории и социальной работы, которые изучают проблематику адаптации иностранных студентов и помогают вновь прибывшим на обучение иностранцам, есть разговорный клуб «Птица Говорун», также мы дали возможность студентам дальнего зарубежья заменить в их учебном плане иностранный язык на русский. Различными службами вуза проводится большое количество мероприятий по социокультурной адаптации, где студенты больше узнают о России и ее традициях, рассказывают о своих культурах».

Есть ли у иностранных студентов возможность участвовать в таких проектах, как недавний запуск спутника для экспериментов в области связи в рамках инициативы «Приоритет-2030»? Какие планы у ТУСУРа по привлечению иностранных студентов к этим новаторским инициативам?

А. В. Медовник: «Активное вовлечение иностранных студентов в научную деятельность ТУСУРа происходит в период их обучения в магистратуре ПИШ и в аспирантуре. Обучение на данных ступенях образования предоставляет студентам возможность реализовывать научные проекты под руководством ученых университета. В рамках проектной деятельности ПИШ реализуется проект «Разработка космической технологической лаборатории на основе платформы СмКА», исполнителями которого, в том числе, являются студенты из Зимбабве и Сирии. Команда успешно представила результаты реализации проекта за два этапа и в следующем году будет защищать магистерские диссертации по теме проекта.

Что касается аспирантуры, в пример можно привести аспирантов кафедры физики. В 2022 году был выпущен аспирант из Вьетнама, который успешно защитил кандидатскую диссертацию и вернулся в родную страну, где активно продолжает свою деятельность. На кафедре физики обучаются два аспиранта: из Камеруна - занимается получением пленок карбида кремния, оксида алюминия реактивным электронно-лучевым испарением в форвакуумной области давлений; из Кот-д'Ивуара - занимается исследованием форвакуумного плазменного электронного источника с двухступенчатой разрядной системой, поиском возможных применений».

АСПИРАНТУРА

  • Наука, аспирантура

Как выпускникам специалитета поступить в аспирантуру и не уйти в армию: обучение длится 5,5 лет, диплом защищается в начале февраля, а набор в аспирантуру - с сентября. Может ли ТУСУР посодействовать в продолжении обучения в университете?

А. В. Медовник: «Законодательством Российской Федерации (Федеральный закон № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе») прописаны четкие требования к предоставлению отсрочки гражданам, обучающимся по очной форме обучения. За подробной консультацией по вопросам, касающимся аспирантуры, всегда можно обратиться в отдел аспирантуры и докторантуры».

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Общежития, бытовые вопросы

Будут ли освобождаться места в 5 общежитии, если у студентов есть долги по учебе (заселение в отремонтированное общежитие возможно с определенным средним баллом успеваемости)?

В. Н. Щербаков: «В настоящее время разрабатывается регламент, который предполагает следующий алгоритм: один раз в семестр на комиссии по заселению будет рассматриваться вопрос о проживающих в студенческих общежитиях №№ 1, 5, заселение в которые проходит на конкурсной основе. В случае выявления обучающихся с низкой успеваемостью, зафиксированными случаями нарушения правил проживания в общежитии или правил внутреннего распорядка, будет ставиться вопрос о их переселении в другие общежития».

Когда решится проблема со стульями в общежитиях?

А. С. Головченко: «В настоящее время стулья на замену есть в наличии, поэтому с этим вопросом достаточно обратиться к заведующему и вопрос будет решён».

Когда восстановится работа тренажёрного зала в 4 общежитии? Будут ли создаваться другие альтернативы для самостоятельных занятий спортом для всех студентов университета? 

В. Н. Щербаков: «Тренажерный зал в общежитии № 4 был переоборудован под зал для занятий творческих коллективов. Тренажерный зал с современным оборудованием был открыт в общежитии №5 для всех студентов университета, не только проживающих в данном общежитии. В общежитиях № 1, 3, 6 также функционируют тренажерные залы».

Когда отремонтируют общежитие № 6?

А. С. Головченко: «Капитальный ремонт общежития № 6 запланирован на 2025-2026 годы: для этого в Минобрнауки РФ переданы все необходимые документы, и при условии выделения средств ремонт начнется уже в следующем году».

Появятся ли буфеты в общежитиях № 1 и № 4?

А. С. Головченко: «Организовать буфеты в общежитии № 1 и № 4, к сожалению, пока не представляется возможным. Но, в связи с существующим запросом, будет проведена работа по установке вендинговых аппаратов для автоматической продажи напитков и продуктов в упаковке. Срок установки аппаратов запланирован на 1 сентября 2025 года».

  • Безопасность           

Почему студенты, живущие в разных общежитиях, не имеют возможности проходить во все?

В. Н. Щербаков: «Студенты могут проходить в любое общежитие ТУСУРа в «гостевом режиме» с 9:00 до 22:00, оставляя студенческий билет на пункте охраны».

  • Корпуса

В главном корпусе в некоторых аудиториях на 3 и на 4 этаже холодно, когда решится эта проблема?

А. С. Головченко: «Данная проблема будет решена до 15 декабря 2024 года».

Какие пространства будут открыты на первом и втором этаже УЛК? Что интересного там стоит ждать студентам? Когда планируется окончание ремонта?

А. С. Головченко: «Окончание ремонта в корпусе УЛК запланировано на середину декабря 2024 года: на первом этаже будет открыто современное трансформируемое пространство библиотеки, на втором – организован ИТ-хаб суверенных технологий Большого университета Томска».

Планируется ли обновление аудиторий в корпусах РТК и ФЭТ?

А. С. Головченко: «Ремонт в аудиториях проводится ежегодно: в 2025 году планируется отремонтировать не менее пяти аудиторий в корпусе РТК и пяти - в корпусе ФЭТ».

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, СПОРТ

  • Молодежная политика, профсоюз студентов

Планирует ли профсоюз масштабирование своих проектов с помощью участия в конкурсах на получение грантов?

В. С. Фридберг: «Разрабатываем программу обучения по формированию грантовых заявок для членов профактива, а также создаем комплект документации для наших структурных подразделений. Эти материалы помогут в правильном оформлении проектов в соответствии с требованиями различных грантовых программ, что повысит шансы на успешное получение финансирования и развитие инициатив».

Как ТУСУР относится к инициативам реализации на базе вуза проектов в сфере молодёжной политики и в целом поддержки молодежной политики?

В. Н. Щербаков: «В рамках программы «Приоритет 2030» Молодежный центр ТУСУРа реализует грантовый проект «Лига инициативной молодежи», направленный на поддержку студенческих инициатив в сфере молодежной политики. Поддержка проектов проводится на конкурсной основе, путем защиты проекта перед экспертами. За датами старта приема заявок можно следить в группе Молодежного центра».

Когда доступ в Молодежный центр станет свободным и открытым для всех?

В. Н. Щербаков: «Система доступа в Молодежный центр отрегулирована. Как и в любые другие корпуса ТУСУРа, доступ осуществляется по пропуску. Для бронирования помещений Молодежного центра для организации мероприятия, необходимо оставить заявку на портале ТУСУРа».

Как вы оцениваете роль студенческого самоуправления в ТУСУРе?

В. Н. Щербаков: «Студенческое самоуправление – одно из основных направлений реализации молодежной политики в университете. Основными органами студенческого самоуправления являются: Профсоюзная организация студентов, Объединенный совет обучающихся и старостат. Участники указанных объединений совместно с администрацией университета решают ряд важный вопросов: от организации мероприятий до совершенствования образовательного процесса и улучшения условий студенческого быта».

В. С. Фридберг: «Активное участие студентов в самоуправлении способствует организации множества мероприятий: культурные фестивали, спортивные соревнования, образовательные семинары и социальные инициативы. Это не только укрепляет студенческое сообщество, но и обогащает личный и профессиональный опыт каждого участника, развивая важные навыки: лидерство, управление проектами и командная работа. Таким образом, студенческое самоуправление не только формирует позитивную атмосферу на кампусе, но и в значительной степени влияет на имидж и конкурентоспособность ТУСУРа как инновационного и прогрессивного образовательного учреждения».

  • Спорт

Планируется ли создание хоккейной команды?

В. Н. Щербаков: «Формирование любой спортивной секции, студенческого клуба или объединения – это инициатива самих студентов, которые могут быть поддержаны с учетом имеющихся в университете инфраструктурных, организационных и финансовых возможностей».

Во многие спортивные секции ТУСУРа нет открытого входа, вступить можно только уже имея разряд. Будут ли созданы группы для новичков?

В. Н. Щербаков: «В 2025 году планируется к открытию новый спортивный комплекс «ТУСУР - Чемпион!», с появлением которого появятся дополнительные залы и время для занятия спортом. В течении 2025 года будет проработан вопрос открытого посещения занятий по различным видам спорта для всех желающих.

В настоящее время свободно можно посещать тренажерные залы в общежитиях и участвовать в проекте «Открытые тренировки», подробнее о котором можно найти информацию в группе Молодежного центра».