К списку новостей
«Мы наращиваем качество образования»: интервью Павла Сенченко агентству ИНТЕРФА… – - Павел Васильев…
Опубликовано 25 дек., 12:13

«Мы наращиваем качество образования»: интервью Павла Сенченко агентству ИНТЕРФАКС

Проректор ТУСУРа по учебной работе и международной деятельности Павел Сенченко в интервью ИНТЕРФАКС рассказал о мегафакультетах, новых правилах приема и важных для школьников вопросах.

- Павел Васильевич, ТУСУР в прошлом году запустил проект «Инженерные классы». Как он развивается, каковы первые результаты?

- Чуть больше двух лет назад мы поняли, что с физикой у нынешних абитуриентов не всё хорошо. Да, мы делаем профориентационную работу, но в ней есть смысл, если физика не на нулевом уровне. Тогда мы во взаимодействии с областным департаментом образования решили запустить проект «Инженерные классы». Речь не о расположении особенных кабинетов в школах. Суть проекта в том, что мы, кроме проведения мастер-классов и различных мероприятий для школьников, готовим учителей математики, физики, информатики по тем разделам, которые дети сдают тяжело по единому госэкзамену.

Особенный упор делаем именно на физику, поскольку распоряжением правительства Российской Федерации от 19 ноября текущего года N3333-р с 2026 года введено обязательное вступительное испытание по физике при приеме на все инженерно-технические направления подготовки (специальности). Учителя получают от нас методические материалы и рабочие тетради для школьников. Изначально в проекте участвовали 28 школ, теперь их уже 48. Причем основной объем не в Томске, а в различных муниципалитетах Томской области.

И теперь, кстати, выходим и на другие регионы - например, заходим с этим проектом в Якутию.

И ведь ТУСУР - технический вуз. Мы проанализировали образовательную программу и ЕГЭ - что именно детям дается тяжело? В ЕГЭ есть ряд заданий, которые школьники даже не начинают решать, а ведь они высокомаржинальные по баллам.

Для школ этот проект бесплатен, мы реализуем его в рамках программы «Приоритет 2030».

За два года реализации проекта «Инженерные классы» в ТУСУРе прошли повышение квалификации более 170 педагогов наших партнерских школ.

- Какие еще проекты реализуете для привлечения и обучения школьников?

- Помимо этого проекта для школьников есть еще ТУСУРовские классы. В этом проекте дети учатся уже на наших площадях на коммерческой основе. Берем ребят с седьмого класса, уже обучили и продолжаем обучать 750 ребятишек. Дети приходят разные. В том числе, например, обучаем тех, у кого в школе вообще нет физики. У нас был мальчик, который учился в классе, у него вообще не было этого предмета. Но в итоге он сдал физику на 100 баллов, обучаясь только в ТУСУРовском классе.

Есть у нас для школьников и другие проекты. Например, проводим технические уроки на нашем оборудовании, технике - рассказываем о том, что интересно детям. В этом проекте задействованы все муниципалитеты Томской области: берем «кустовую» школу - понятно, что до всех малокомплектных школ мы не доберемся - и на базе нее организуем такой образовательный процесс.

Три года назад мы запустили центр по работе с талантами. Он нужен для того, чтобы взаимодействовать с высокобалльниками, олимпиадниками. Один из вариантов взаимодействия – это участие школьников в групповом проектном обучении, причем задачи часто ставят сами студенты. При этом школьники работают над своими проектами или встраиваются в студенческие. В 2024 году на входе в проекты у нас было 350 ребятишек, завершили обучение порядка 180 человек. Эффект налицо: если три года назад у нас среди поступающих было три олимпиадника, то после запуска этого проекта их стало 11, в прошлом году 27, а в этом - 29. Цель на следующий год: 50 олимпиадников. Такой резкий рост обусловлен тем, что этот проект имеет накопительный эффект, там ребята не только из 11 класса, но и из 8-10.

Школьники участвуют и в классических университетских конференциях, и в IT-деревне, и в киберспортивном турнире - это большой фестиваль киберспорта, оттуда очень хорошая конверсия поступающих. Фиджитал спорт сейчас стал модным, но мы использовали этот формат работы еще до того, как само это слово было придумано.

- Все эти проекты реализуются не так давно. Есть ли уже какой-то заметный эффект, который можно было бы измерить в цифрах? Как вырос балл школьников, поступающих в ТУСУР?

- Мы пока анализируем предварительные результаты. Но у нас есть цель. Если сейчас средний балл ЕГЭ по ТУСУРу 66-66,5, то мы хотим до 2030 года повысить его до 75. Рассчитываем на проекты по физике, на другие вузовские мероприятия.

И наша задача, как и у других томских вузов, сделать так, чтобы выпускники наших школ оставались в родном городе, получая образование в своем регионе. В Томске ведь очень сильное образование.

- И как сделать так, чтобы они не уезжали?

- Это очень сложный вопрос, но тема интересная. Мы, например, в Железногорске подсмотрели решение: там есть Школа космонавтики, где собираются дети со всего Красноярского края, живут в ней по типу интерната. Это средняя и старшая школа, все заточены под олимпиаду. Но взаимодействуют они не с вузом в целом, а с определенным преподавателем. Школьники «прикипают» к конкретному человеку. Мы можем использовать этот человеческий ресурс аналогичным образом.

Есть еще один способ привлечь абитуриентов в ТУСУР: мы запустили сетевую программу с АО «Решетнёв» и Сибирским университетом науки и технологий (СибГУ) в Красноярске. Первые два года студенты живут в Железногорске, учатся у преподавателей СибГУ, затем они приезжают к нам и заканчивают обучение здесь. Все они - целевики «Решетнёва». Смотрим на возможность открытия аналогичных программ. Например, к нам обратилась компания «Деталь» из Каменск-Уральского, с ними попробуем открыть сетевую программу в 2026 году. Есть сетевые программы с Казахстаном - с Карагандой. В этом году набирали ребят, планируем продолжать. Планируем программу с НПЦ «Полюс», с «Микраном».

Выходим на активное взаимодействие с другими странами. Недавно к нам приезжала делегация из Киргизии в лице проректора вуза и консула. Выходим на Китай, оттуда к нам тоже приезжали представители.

- Давайте вернемся к вопросу физики, но теперь уже с точки зрения образования не школьников, а студентов. В ТУСУРе есть выравнивающий курс в первый год обучения, чтобы студенты могли на одном уровне воспринимать информацию. Какие еще меры есть для тех, кто уже поступил в вуз?

- Мы тестируем всех первокурсников по математике, физике и информатике – чтобы оценить их уровень школьной подготовки. Подходы к выравниванию по предметам разные. Например, к физике мы стали подходить индивидуально. Студенты работают самостоятельно под контролем преподавателя. Все задачи разбираются вместе с педагогом. Студентам ведь важна мотивация. Поэтому мы работаем с ними индивидуально.

По математике алгоритм другой: мы выделили для эксперимента два факультета. На них мы поделили всех студентов на три уровня по математике и предложили им «перевернутые» занятия, вместо потоковых лекций у них теперь лекционно-практические занятия. Причем отдельно для «слабых», отдельно для «средних» и отдельно для «сильных». Фактически мы увеличили число преподавателей и обеспечиваем дополнительное финансирование из программы «Приоритет 2030». В итоге студенты, с одной стороны, достигают уровня знаний, необходимого для дальнейшего освоения образовательной программы, с другой стороны, сильные студенты дополнительно "прокачивают" свои компетенции и могут принимать участие в олимпиадном движении, участвовать в научных исследованиях и разработках.

По информатике третья модель: мы предлагаем студентам дополнительные онлайн-занятия. Выкладываем кейсы для решения, например.

Кстати, с этого года Минобрнауки запустило проект поддержки преподавателей «фундаментальных дисциплин». В перечень таких дисциплин, в частности, попадают физика, математика, информатика, биология. Также в список входит химия. Есть специальные критерии, по которым определяются конкретные дисциплины, преподаватели которых получают повышенную заработную плату. Фактически проект направлен на повышение качества образования.

Эффект от этих действий мы еще увидим. Но уже сейчас стало меньше отчислений студентов за академическую неуспеваемость.

- Минобрнауки утвердило новый порядок приема в вузы. Что поменялось?

- Регламентированы сроки приема документов и проведения вступительных испытаний. Теперь принимать документы мы можем строго с 20 июня. Вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, будут проходить с 21 июня по 25 июля.

Вводятся новые термины: теперь есть основной высший приоритет (без учета согласия на зачисление, о нем скажу дальше) и высший проходной приоритет (с учетом согласия).

Что интересно, теперь абитуриенту не обязательно подавать оригинал аттестата. Ему достаточно подать согласие о зачислении. И подать его можно тремя способами: через Госуслуги, очно и по обычной почте. Синхронизация подачи согласий при этом будет посредством Суперсервиса Госуслуг.

Теперь для ребят, которые поступают по целевому набору, есть возможность получить 5 дополнительных баллов к ЕГЭ.

Еще одно изменение: после завершения набора на платные места, дополнительный набор на платные места можно будет проводить только для иностранных граждан. При этом весь набор должен завершиться до 30 сентября.

- Год назад вуз анонсировал пересборку факультетов ТУСУРа с образованием мегафакультетов. Как продвигается этот процесс?

- В этом вопросе мы двигаемся очень активно. В конце сентября состоялось судьбоносное заседание ученого совета, на котором мы приняли решение об образовании Института радиоэлектронной техники (ИРЭТ) на базе трех факультетов: факультета электронной техники, радиоконструкторского и радиотехнического факультета.

Мы идем к истокам - был ТИРиЭТ (в 1962 году вуз образован как Институт радиоэлектроники и электронной техники, ТИРиЭТ; был переименован в 1972 году - ИФ), а теперь ИРЭТ.

Мы полностью переформатируем образовательный процесс, который будет выстраиваться вокруг ядра направления подготовки, будем выделять профильные треки для студентов в процессе их обучения. То есть абитуриенты будут поступать на направление подготовки, а дальше в процессе обучения сами будут выбирать профилизацию, где им интереснее учиться по индивидуальной траектории.

Теперь, когда есть концепция и название, будем работать над брендированием: цвета, эмблемы и так далее.

- Эта пересборка - это перестановка каких-то приоритетов, или что-то совсем уйдет?

- Это, в первую очередь, ревизия всего, что есть на текущий момент. Мы хотим выделить лучшие практики и сделать на них упор, как с точки зрения научных исследований и разработок, так и в контексте формирования и реализации образовательных программ.

- Первый мегафакультет будет какое-то время реализовываться, затем будете смотреть на результаты и идти к следующему? Или ревизия по всем остальным тоже идет?

- На прошлом ученом совете я представлял программу развития образовательной части до 2030 года. Мы точно понимаем, что будем создавать новые институции. В частности, в сфере IT-образования (сюда войдут факультет систем управления и факультет вычислительных систем, предварительно планируем назвать его институтом информационных технологий), еще одна - в части социально-гуманитарных наук (рабочее название - институт экономики, менеджмента и гуманитарных наук, сюда войдут гуманитарный, экономический и юридический факультет). Что касается фундаментальных дисциплин - тоже отдельно. Определена дорожная карта, за 2025-2026 годы эти новые институции должны быть созданы.

Читать полностью