Компетентностный профиль инженера обсудили в ПИШ ТУСУРа в рамках IX Фестиваля радиоэлектроники

14 ноября в ТУСУРе в рамках Фестиваля радиоэлектроники состоялся круглый стол «Компетентностный профиль инженера: опережающая подготовка для решения задач технологического лидерства» с представителями отрасли.
Круглый стол «Компетентностный профиль инженера: опережающая подготовка для решения задач технологического лидерства» стал площадкой, на которой представители отрасли и университета провели открытый диалог посвященной проблеме подготовки кадров для высокотехнологических отраслей. В мероприятии приняли участи представители компаний Рубиус, АО «ИЭМЗ «Купол», АО «НИИМЭ» (ГК «Элемент»), АО «НИИПП», АО АО «ЭлеСи», «НПФ «Микран», ООО НПК «Тесарт», ООО «Лифорс» и других. Модератором выступила ведущий специалист отдела развития персонала ООО «РН-Проектирование Добыча» Ирина Трубченинова.
«Тема нашего круглого стола очень актуальна. Мы все время ходим вокруг темы подготовки инженеров, но текущая ситуация в нашей стране задает такие тренды, что нужно научиться максимально быстро кооперироваться со всеми заинтересованными сторонами, - открыла дискуссию Ирина Трубченинова. - Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами подготовку инженерных кадров, те компетенции, которые сейчас действительно востребованы, и вопросы взаимодействия».
Спикеры и участники круглого стола постарались определить разрывы в текущей подготовке инженеров в вузе, которые требуют наибольших затрат времени и ресурсов на его профилизацию и адаптацию в компании; сформировать перечень сквозных и узкопрофильных компетенций инженеров будущего, обеспечивающих опережающую подготовку и ускоренную профилизацию на предприятии; конкретизировать форматы опережающей подготовки: определить, какие курсы, проекты или практики должны быть интегрированы в образовательные программы.
Заместитель директора по науке ПИШ Роман Суровцев в своем выступлении акцентировал внимание участников на том, что сегодня основой инженерного образования должен стать R&D подход. «При этом необходимо как смещение акцента на проектную деятельность в образовательных программах вузов, так и развитие компетенций у действующих сотрудников компаний и у тех, кто только приходит туда после университета. Для действующих инженеров эти компетенции становятся необходимостью для сохранения своей конкурентоспособности на рынке труда, - подчеркнул он. – Современный инженер-исследователь – это специалист, который работает на стыке дисциплин. Такого инженера отличает инновационное мышление, крепкий технический фундамент, понимание полного цикла от идеи до прототипирования и работа в этой экосистеме».
Роман Суровцев обозначил несколько разрывов, которые сформировались между образованием и потребностями предприятий, а также рассказал, как их преодолевают в ПИШ ТУСУРа.
В работу по обучению современных инженеров активно включаются промптарнеры университета. Так, опытом взаимодействия с организациями научно-образовательного комплекса поделилась руководитель учебно-образовательного центра АО «ЭлеСи» Анна Соболевская: «Мы подробно изучили программы развития университетов и прекрасно знаем, кто является лидером в отраслевой специализации. Включаемся в работу вузов, чтобы обеспечить бесшовный переход из образовательного процесса. С этого года мы максимально активно включились в сотрудничество с ТУСУРом - нашим основным опорным вузов. У нас подписан договор о реализации трех междисциплинарных проектов в рамках ПИШ. Также мы попробовали создать воронку студентов и активно включились в ГПО и основы проектной деятельности, куда завели 16 проектов. Для удобства этой работы компания выделила несколько аудитория и открыла две лаборатории прямо на территории предприятия, чтобы обеспечить студентам возможность работы над проектами и общения со специалистами компании. И конечно подключаемся ко всем мероприятиям, организованным университетом, для того, чтобы студенты о нас узнавали».
Операционный директор компании Rubius, сооснователь Rubius Academy Ольга Мальцева поделилась с участниками изменениями, которые сегодня происходят на рынке ИТ.
«Заказчики стали более избирательно относиться к инвестициям в разработки. Разработки ради разработок или ради исследований – закончились. Будет упор на сервисы, которые правда нужны, - рассказала Ольга Мальцева. – Кроме того мы попали в эпоху AI, который изменил подход к работе: он уже вытеснил целый перечень профессий. Пример с искусственным интеллектом показывает, что нам необходимо адаптироваться, быть гибкими, хваткими. Прямо сейчас меняются технологии, и завтра будет другим».
В этих условиях важно, чтобы вузы учили людей учиться и давали крепкую фундаментальную базу.
«Если бы сейчас передо мной стоял выбор, куда пойти учиться, я бы выбрала сложную фундаментальную специальность, чтобы понять, как мир функционирует, что такое система, - отметила Ольга Мальцева. - Фундаментальные вещи нужны для понимания того, как работает мир, чтобы уметь его оптимизировать, изменять».
Как в этих условиях обеспечить бесшовность перехода студентов в компании поделилась ведущий специалист отдела управления персоналом НИИМЭ Александра Белякова. Она рассказала, как в институте организована адресная работа с целевиками, которая позволяет к моменту получения ими дипломов «воспитать» специалистов, которые способны работать самостоятельно.
«Сегодня нам удалось обсудить разные аспекты подготовки инженеров. Мы поделились своими болями и тем, как мы можем друг другу помочь, - резюмировала модератор встречи Ирина Трубченинова. - Важно чтобы мы продолжали эту коммуникацию в будущем и синхронизировали наши усилия, чтобы студентам было проще понять свою профессиональную траекторию».