Элементы инфраструктуры для доставки грузов с помощью беспилотников разрабатывают в ТУСУРе
В Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники в рамках программы «Приоритет 2030» разрабатываются элементы наземной инфраструктуры беспилотных авиационных систем в части базового эксплуатационного центра для обеспечения коммуникационными и технологическими потребностями беспилотных летательных аппаратов.
24 марта 2022 года было принято постановление Правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций для решения программы беспилотных систем в Томской области». Среди главных векторов развития беспилотных систем в документе обозначены выполнение аэрофотосъемки и выполнение авиационных работ, в том числе для реализации принципов «точного земледелия». Особое место отведено перевозке грузов до полутора тонн в труднодоступные районы и отдаленные населенные пункты.
Для решения этих задач требуется выполнение целого ряда условий, выполнение каждого из которых – сложных технологических решений. Так, беспилотники, которые применяются для доставки грузов, должны быть способны преодолевать значительные расстояния (до 300–400 км.). Это сокращает перечень возможных для применения моделей БПЛА: требуются те, которые совмещают электрические и бензиновые двигатели. Кроме того, необходимо создать наземную инфраструктуру для обеспечения управления беспилотниками и регулирования полетов (время, эшелон и т.д.).
«В отдаленных районах не везде доступно беспрерывное покрытие GSM, это означает, что для связи с БПЛА потребуется работа с космическим сегментом. Решение задачи по обеспечению такой связи мы будем выполнять совместно с АО «ИСС», - отметил начальник СКБ «Смена» Александр Бомбизов.
Ученые и разработчики ТУСУРа взяли на себя задачу по созданию спутниковых трекеров, позволяющих беспилотникам определять свое местоположение, а также приемо-передающих модулей беспроводных авиационных систем. Работы выполняются преимущественно на отечественной элементной базе. Создание рабочего макета запланировано уже в 2023 году.
Вторая часть проекта направлена на разработку идеологии построения базового эксплуатационного центра.
«Это элемент наземной инфраструктуры, которая должна быть размещена по пути следования беспилотника, – поясняет Александр Бомбизов. – Базовый эксплуатационный центр должен обеспечивать связь как с беспилотником, так и с внешним миром с помощью спутниковой связи. Сам базовый эксплуатационный центр может быть реализован с возможностью работы в полностью автономном режиме. Также мы разрабатываем концепт, который способен будет обеспечивать функции дозаправки и промежуточного обслуживания».
В 2021 году ТУСУР завершил работу над аванпроектом «Купол». Тогда отмечалось, что следующим этапом работы, проводимой Фондом перспективных исследований совместно с администрацией Томской области, станет создание демонстратора системы управления опытным районом, позволяющего на единой цифровой платформе решать весь спектр задач управления комплексом услуг с применением беспилотных авиационных систем в гражданском секторе экономики.