К списку новостей
Антон Лощилов: «Мы создаем проектные команды» – В интервью «Интерфаксу» Антон Лощилов рассказал, ка…
Опубликовано 06 дек., 11:08

Антон Лощилов: «Мы создаем проектные команды»

Проректор по научной работе и инновациям, директор ПИШ ТУСУРа Антон Лощилов в интервью «Интерфаксу» рассказал, как проходит обучение в Передовой инженерной школе «Электронное приборостроение и системы связи» им. А.В. Кобзева.

В интервью «Интерфаксу» Антон Лощилов рассказал, как проходит практически экспериментальное обучение в ПИШ ТУСУРа, над какими проектами работают студенты и зачем Передовой инженерной школе «нулевой семестр».

– Антон Геннадьевич, о ПИШ слышно часто и много. Но пока не сложилось понимание того, что это такое. Это альтернатива магистратуре или какой-то новый модуль обучения?

– На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С точки зрения уровней образования – это магистратура, все наши абитуриенты являются выпускниками бакалавриата или специалитета. Среди поступивших выпускники не только ТУСУРа, но и других вузов. А вот по формату обучения наша модель сильно отличается от того, что все привыкли видеть в «классической» магистратуре.

В ядре нашей модели ПИШ ‑ командная проектная деятельность студентов. Мы считаем, что только включенность студентов в реальные проекты, востребованные рынком, позволяет сформировать у них осознанный запрос на образование. Такое отношение критически важно и для удовлетворения личных целей каждого из студентов, и для достижения результатов проектной команды в целом.

Даже организацию приемной кампании в ПИШ мы провели в проектном залоге. Совместно с промышленными партнерами мы отобрали около трех десятков научных и инженерных проектов, требующих междисциплинарной командной работы. Срок реализации каждого из таких проектов составляет два года и синхронизован со сроком обучения в магистратуре. Каждый из проектов нацелен на выполнение прикладного исследования или разработки, в результате которого будет создан минимальный функциональный образец продукта и защищена интеллектуальная собственность. Численность команды проекта, не включая руководителя и консультантов, составляет от трех до пяти человек. Такие были условия на старте.

Для поступления в магистратуру ребятам необходимо было определиться с проектом и проектной ролью – своей позицией в команде проекта.

Для поступления в ПИШ абитуриенту предстояло пройти три «испытания». Первое – самое традиционное, заключалось в оценке портфолио абитуриента. Такой формат реализуется на многих направлениях подготовки. Второе – это выполнение тестового задания, соответствующего проектной роли в проекте, которую выбрал абитуриент. Тестовое задание выдавалось для выполнения на срок от трех до пяти дней. По результатам выполнения руководитель проекта давал свое заключение о соответствии соискателя проектной роли. И, наконец, третье, которое, как ни странно, на мой взгляд, оказалось самым сложным для соискателей, – собеседование с приемной комиссией, в которую вошли представители ученого совета ПИШ: директор, заместители по науке, образованию и экономике, а также четыре руководителя образовательных программ. В ходе интервью мы старались получить от поступающих личную позицию по следующим вопросам: понимание актуальности проекта, понимание конечного продукта, личная оценка рисков невыполнения проекта, собственная роль в проекте, гипотеза коммерциализации результатов, осознанный запрос на образование.

Часто амбиции поступающих нас приводили в восторг. Иногда мы сталкивались с «кальками» ответов, которые говорили о том, что магистратура все еще воспринимается как образование, которое получается «по инерции». Тем не менее, это дало нам понимание того, что нужно делать в бакалавриате, как работать со студентами на более ранних курсах.

Нужно отметить, что начало приемной кампании стартовало у нас до официальной даты приема документов. В течение всего мая и июня прошлого года мы организовали несколько мероприятий, целью которых было в деятельности оценить hard и soft навыки наших абитуриентов. Мы провели серию хакатонов по радиомонтажу, интернету вещей и программируемому радио. Финал представлял из себя двухдневную организационно-деятельностную игру «Построй компанию. Продай компанию». В таком формате мы хотели дать ребятам проявить себя, понять, кем они себя видят – предпринимателем или разработчиком.

В результате приемной кампании в 2023 году команда ПИШ увеличилась на 72 магистранта. Конкурс составил более 1,5 человека на одно место. Это уже неплохо, но еще далеко от той цели, которую мы перед собой ставим. По результатам первого месяца обучения в ПИШ, который прошел в виде интенсива «Проектное и профессиональное программирование», наши студенты сформировали 21 проектную команду, уточнили требования со своими ролями, защитили свои предложения в первом конкурсе на стажировки.

Конечно, я не буду утверждать, что по результатам двухлетнего обучения в ПИШ мы получим 21 работающий бизнес. Пока такого опыта нет нигде в мире. Но это не мешает нам ставить перед собой амбициозную задачу реализовать в Томске, на базе ПИШ им А.В. Кобзева, новую проектно-образовательную технологию, результатом которой будут являться не только высококлассные специалисты, но и готовые проектные команды.

– Какого типа проекты вы предлагаете студентам? И кто эти проекты придумал, это ведь не студенческие наработки?

– Сбалансированность проектов – это один из ключевых вопросов организации нашей деятельности. Достаточно быстро мы поняли, что для реализации нашей модели подготовки нам необходимо обеспечить достаточное количество проектов с подтверждённой научной, технической и рыночной составляющей. Ответов тут несколько, но есть две крайних позиции: проекты могут быть чисто учебными (придуманными для организации учебного процесса); проекты могут быть реальными хоздоговорными работами, которые уже выполняются в интересах промышленных партнеров. Оба решения имеют свои недостатки. В первом случае «обман» быстро вскрывается, а отсутствие реального "заказчика" проекта снижает требования к его качеству, мотивацию студентов и сотрудников университета. Проект начинает встраиваться в текущие образовательные модели и деятельность университета. В конечном счете, вся проектная деятельность превращается в имитацию со всеми ее отрицательными чертами.

Второй подход тоже не лишен недостатков: жизненный цикл хоздоговорных работ сложно увязать с образовательными циклами, реальная хоздоговорная работа не может иметь отрицательного результата, и в этой связи, чтобы снизить риски, студентам часто может быть уготована роль простого исполнителя, решающего в проекте тривиальные задачи и от которого мало что зависит.

В поисках компромисса мы пришли к тому, что ПИШ должна сформировать свои требования к проекту, эти требования должны обеспечивать тонкий баланс интересов основных участников и заказчиков образовательной деятельности: студентов, индустриальных партнеров и университета.

Для себя мы выделили три категории постановщиков задач проектов ПИШ: представители индустрии; представители сильных университетских лабораторий; и стартапы - резиденты бизнес-инкубатора ТУСУР.

Для организации приема заявок и экспертизы проектов мы организовали платформу «Биржа проектов» на сайте Передовой инженерной школы. Все заявки, прошедшие экспертизу, публикуются в открытом доступе.

Экспертизу заявок на проекты осуществляет комиссия, состоящая из представителей семи промышленных партнеров ПИШ и семи представителей ученого совета ПИШ. К ключевым параметрам, которые оцениваются при рассмотрении заявки, относится актуальность и рыночная перспектива проекта, сбалансированность и реализуемость технического задания на разработку; руководитель и команда проекта, которые готовы включиться в НИОКР и выполнять роль наставников; требование к кадровому обеспечению команды: вакансии для студентов и качество тестовых заданий; объем софинансирования проекта со стороны инициатора.

Из 34 проектов, прошедших экспертизу в 2023 году по итогам публичной защиты перед комиссией, было отобрано 23 проекта. В результате, как я говорил ранее, сформирована 21 проектная команда. Студенты «голосовали ногами». У нас были примеры, когда проект имел высокий рейтинг комиссии, но команду проекта сформировать не удалось. Причины тут могут быть разные: не хватило необходимых компетенций, не удалось вовлечь и показать перспективы студентам, харизма руководителя и мотивация студентов. Так или иначе, это «живой» процесс, и мы стремимся его таким поддерживать.

– Сейчас уже чувствуете, что с новым набором нужно будет что-то менять?

– Да, конечно! Самое главное – это сроки приемной кампании. Мы поняли, что начинать ее нужно не весной и даже не зимой, поэтому стартовали осенью.

Можно искать студентов для ПИШ «классическим путем» – пойти по кафедрам, профессорам, у каждого найдется перспективный студент. Из них и создавать набор. Но такой подход не совсем нам подходит. Дело в том, что наши проекты по принципу мультидисциплинарные. Да, безусловно, ввиду специфики университета нам необходимы конструкторы, технологи, схемо- и системотехники, программисты, экономисты, управленцы и маркетологи. И такие направления развиваются сейчас в ТУСУРе. Но, наряду с этим, нам также необходимы выпускники тех направлений, которые не представлены в университете: органическая и неорганическая химия, биотехнологии, материаловедение, приборостроение, машиностроение, медицинская техника и др. Нам нужны как выпускники этих направлений, так и эксперты-наставники, способные включиться в проект или принять участие в разработке новых образовательных модулей.

Вовлеченность специалистов из различных направлений деятельности в решение важных междисциплинарных проблем – это одна из задач нашей Передовой инженерной школы. В России сильны традиции «академического инбридинга». Чтобы как-то повлиять на эту ситуацию, в ПИШ мы организуем новый образовательный эксперимент – «нулевой семестр» в Передовой инженерной школе им А.В. Кобзева.

«Нулевой семестр» – это испытательный срок обучения для тех, кто сейчас заканчивает бакалавриат. Ребята мягко погружаются в нашу тематику, наш формат обучения, понимают смысл и цели ПИШ еще до поступления. Студентам такая подготовка дает комфорт, а нам понимание того, с кем точно хочется поработать в магистратуре ПИШ. Это очень непросто, но невероятно увлекательно!

Кроме того, «нулевой семестр» – это возможность для проявления инициативы руководителями. Мы организуем сбор тематик дипломных работ и проектов, лучшие из которых получат дополнительные ресурсы на развитие от наших партнеров и Передовой инженерной школы.

– Это не мешает студентам писать диплом бакалавра?

– Не думаю, что помешает – они просто напишут его у нас. Мы дополним их дипломы стажировками, углубленным образованием, если это потребуется. Это путь для любопытных студентов, а мы готовы его поддерживать. Тем самым мы получим первый опыт совместной деятельности.

– Как организовано обучение и проектная деятельность в ПИШ? Это несколько пар в день?

– Если вся деятельность будет состоять из нескольких пар в день, то своей цели по созданию команды мы не достигнем. Два года – достаточно небольшой срок. И для того, чтобы добиться значимых результатов, нужно глубоко погрузиться в тему. Выполнять проекты "факультативно" – тоже точно не получится. Нам необходима полная включенность от всех участников. Условное расписание следующее: образовательная деятельность до обеда, после чего продолжается работа по проекту.

Нужно отметить, что для реализации проектов у нас предусмотрено грантовое финансирование. Каждый проект – это от двух миллионов рублей в год на команду. Кроме того, средства на развитие проекта выделяют наши партнеры. Деньгами распоряжаются руководители проектов, они же назначают заработную плату студентам. Дополнительно к ней студенты получают стипендию, могут рассчитывать на повышенные стипендии и гранты. Таким образом, мы трудоустраиваем студентов в ПИШ. Итогом работы должна стать завершенная НИОКР, макет или опытный образец продукта, интеллектуальная собственность и бизнес-модель развития проекта.

– Самый очевидный, но больной вопрос: откуда вы берете кадры при экспериментальности ПИШ?

– По-разному. У нас есть хорошая опора. Мы выбрали четыре ключевых направления деятельности нашего университета для разворачивания на них эксперимента ПИШ: радиотехника, телеком, электроника и фотоника. Университет имеет богатый практический опыт работы по этим направлениям. В последнее время востребованность этих направлений кратно возросла. Базовые дисциплины дают сотрудники университета. Для организации узкоспециализированных дисциплин и практической деятельности мы приглашаем сторонних преподавателей, в том числе из числа сотрудников промышленных партнеров.

Кроме того, мы приглашаем профессиональные команды для реализации образовательных модулей в формате интенсивов. Например, такие недельные интенсивы были реализованы по модулям: «Теория решения изобретательских задач», «От идеи до бизнеса», «Искусственный интеллект», «Системная инженерия», «Управление проектами».

Наша задача: сломать сложившийся стереотип, что инженер – это человек с паяльником. И паяльник тоже нужен, но в основание мы стремимся заложить инженерное мышление, понимание «целостной картины», полного жизненного цикла продукта. И, самое важное, сложные темы можно "брать" только командой, а простые темы уже все кончились!

– Вы конкурируете с другими ПИШ или сотрудничаете?

– Есть такой шуточный термин – «кооперенция». Это кооперация плюс конкуренция. Безусловно, мы, особенно в регионе, работаем на одну когорту выпускников бакалавриата. На этом, наверное, конкуренция заканчивается. Пространства для кооперации и сотрудничества значительно больше, особенно когда дело касается сложных междисциплинарных задач и подготовки специалистов для их решения. В одиночку с этим справиться просто невозможно. Мы уже сейчас выстраиваем сетевые образовательные программы с другими университетами. Складываем совместные научные проекты.